Таинство Покаяния: Исповедь в Храме
Исповедь совершается в храмах по-разному, утром и вечером, но обязательно до литургии. Поэтому надо посаботиться прийти пораньше, чтобы застать ее начало, когда священник читает особые молитвы кающимся и совершает общую исповедь, а также дает наставление. Приходить на исповедь пораньше хорошо еще и потому, что иначе можно простоять на ней чуть ли не половину литургии и пропустить самые важные ее моменты, а это недопустимо, особенно для тех, кто собирается в этот день причащаться.
Стоя перед иконами, крестом и Евангелием, лажащими на аналое, около которого совершается исповедь, священник громко читает молитвы исповедующимся. По окончании этих молитв священник оборачивается лицом к собрашимся и произносит следующее напутственное слово: “Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое...”. По русски это наставление звучит так: “Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же чти-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Пойми же что ты пришел в лечебницу, не уйди отсюда неисцеленным”.
После этого священник обычно наопминает кающимся грехи, которые они могли совершить и призывает к искреннему раскаянию. Затем начинается собственно исповед. Исповедующиеся один за другим подходят к батюшке, который в епитрахили стоит перед аналоем с крестом и Евангелием и выслшивает приходящих к нему.
Боязнь и стыдливость здесь ни к чему. Место, где проходит исповедь, - это духовная больница. А священника стесняться совершенно не нужно. Во-первых, он исповедует так много людей, что постепенно привыкает не осуждать не осуждать грешника, а радоваться, что тот раскаялся. Многие духовники говорят, что больше любят как раз тех духовных людей, которые исповедуются совершенно искренне, не пытатются себя оправдывать или говорить о своих грехах непонятно, не называя их прямо.
После того как исповедующийся кончил говорить, священник наклоняет его голову, кладет на нее епитрахиль, читает разрешительную молитву и при последних ее словах благословляет рукой. Иногда перед этим священник дает полезные наставления по преодолению грехов или дает епитимию. Епитимия в переводе ц греческого означает запрещение. Но сегодня епитимия – это чаще всего не отлучение от причастия на определенный срок, а назначение молитвен-ного правила, поклонов, чтения акафиста в течение нескольких дней, пост, милостыня и т.п. уроков в духовном странии.
Священник может и не дать разрешения грехов, пока епитимя не будет испонена до конца. Если грехи, о которых говорится на исповеди, были совершены против другого человека, то священник может и должен потребовать примириться с ним и попросить у него прощения. Непримиренность – это самое важное препятствие к причащению Святых Таин.
После разрешительной молитвы исповедующийся совершает крестное знамение и целует Евангелие и крест на аналое.
Так все члены Церкви, начиная приблизительно с семилетнего возраста, проходят церковную исповедь, которая поддерживает их не только душевное, но и телесное здоровье и готовит их к великому Таинству Евхаристии. “Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих, - говорит святой Иоанн Лествичник, - стой мужественно, и ангел, тебя сохраняющий, почтит твое терпение.”
Стоя перед иконами, крестом и Евангелием, лажащими на аналое, около которого совершается исповедь, священник громко читает молитвы исповедующимся. По окончании этих молитв священник оборачивается лицом к собрашимся и произносит следующее напутственное слово: “Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое...”. По русски это наставление звучит так: “Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же чти-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Пойми же что ты пришел в лечебницу, не уйди отсюда неисцеленным”.
После этого священник обычно наопминает кающимся грехи, которые они могли совершить и призывает к искреннему раскаянию. Затем начинается собственно исповед. Исповедующиеся один за другим подходят к батюшке, который в епитрахили стоит перед аналоем с крестом и Евангелием и выслшивает приходящих к нему.
Боязнь и стыдливость здесь ни к чему. Место, где проходит исповедь, - это духовная больница. А священника стесняться совершенно не нужно. Во-первых, он исповедует так много людей, что постепенно привыкает не осуждать не осуждать грешника, а радоваться, что тот раскаялся. Многие духовники говорят, что больше любят как раз тех духовных людей, которые исповедуются совершенно искренне, не пытатются себя оправдывать или говорить о своих грехах непонятно, не называя их прямо.
После того как исповедующийся кончил говорить, священник наклоняет его голову, кладет на нее епитрахиль, читает разрешительную молитву и при последних ее словах благословляет рукой. Иногда перед этим священник дает полезные наставления по преодолению грехов или дает епитимию. Епитимия в переводе ц греческого означает запрещение. Но сегодня епитимия – это чаще всего не отлучение от причастия на определенный срок, а назначение молитвен-ного правила, поклонов, чтения акафиста в течение нескольких дней, пост, милостыня и т.п. уроков в духовном странии.
Священник может и не дать разрешения грехов, пока епитимя не будет испонена до конца. Если грехи, о которых говорится на исповеди, были совершены против другого человека, то священник может и должен потребовать примириться с ним и попросить у него прощения. Непримиренность – это самое важное препятствие к причащению Святых Таин.
После разрешительной молитвы исповедующийся совершает крестное знамение и целует Евангелие и крест на аналое.
Так все члены Церкви, начиная приблизительно с семилетнего возраста, проходят церковную исповедь, которая поддерживает их не только душевное, но и телесное здоровье и готовит их к великому Таинству Евхаристии. “Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих, - говорит святой Иоанн Лествичник, - стой мужественно, и ангел, тебя сохраняющий, почтит твое терпение.”