Russian Orthodox Church and
Skete of the Resurrection of Christ
Minneapolis, Minnesota
О тайне и о суде святых

Неделя 1-я, Всех Святых
Мф. 10, 32-33; 37-38; 19, 27-30
Евр. 11, 33-12,
2

      В первое воскресение после сошествия Святого Духа совершается праздник в честь всех святых.
      
Для мира жизнь и подвиги святых – непостижимая тайна. Мир недоумевает, читая о людях, которые "испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке; умирали от меча; скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления", "скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли". Мир вопрошает: "Зачем это нужно? К чему этот фанатизм?"
      
Да, есть некая тайна святых, не разгадав которую, невозможно понять их удивительную стойкость и верность. Сегодняшнее Евангелие в немногих словах дает ключ к этой тайне. Церковь напоминает два изречения Господа Иисуса Христа: "всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным". И другое: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня". Вот, собственно, и вся тайна.
      
Просто те, которых мы называем святыми, приняли Иисуса Христа не как "идеал", не как "принцип", не как "энергию", но как живую Личность. Они выбрали Его и не побоялись ввести в общество тех, для кого Он или ничто, или нечто туманное и неопределенное. Отныне кто бы ни сказал: "выбирай: я или Христос", – они не колеблясь выберут Христа. Поэтому и Христос исповедует их пред Отцом Небесным. Поэтому дает им и силу, и терпение. Поэтому когда придет время последнего Страшного суда, "когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей", сядут и они "на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых".
      
Тогда Господь говорил только об Апостолах, потому что тогда только они были в числе Его учеников. Потом Апостол Павел скажет, что и все "святые будут судить", и не только двенадцать колен Израилевых, но и весь "мир" (1Кор.6,2).
      
И суд святых только в том, что будет Христос; будут они, которые выбрали Его и последовали за Ним в Его уничижении. И будут те, которые не выбрали, погнушались, постыдились, побоялись. А Он – вот, с Отцом Небесным, со Святым Духом, со святыми Ангелами. Весь слава, весь могущество, весь любовь. Весь такой, каким, собственно, и был всегда. Вот и весь суд.
      
Но, слава долготерпеливому Богу, еще есть для нас время для покаяния. Святые уже выбрали, а мы еще колеблемся. Святые уже дошли, а мы еще идем. Святые уже восстали совершенным восстанием, а мы еще падаем и встаем, встаем и снова падаем...
      Но, "имея вокруг себя такое облако свидетелей, ... с терпением будем проходить предлежащее нам поприще".