Russian Orthodox Church and
Skete of the Resurrection of Christ
Minneapolis, Minnesota
О Царствии Небесном (Преображение Господне)

Господь много говорил о Царствии Небесном. Первая Его проповедь была о том, что оно приблизилось. Он говорил, что Царствие Небесное надо искать прежде всего. Он рассказывал притчи, где через земные подобия хотел дать какое-то понятие о Царствии Небесном, о том, кто может, а кто не может туда войти. Речами о Царствии Небесном Он и утешал, и предостерегал.

Но вот пришло время, и Господь сказал ученикам: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк.9,1). И "по прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился пред ними, и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей, и Илия, с Ним беседующие".

Вот оно, Царство Небесное. Посреди Господь, как солнце сияющий Божественной славой, и в то же время – со своими дорогими человеческими чертами. С Ним рядом два великих мужа. Их уже давно нет на земле, но – вот же, они здесь, говорят с Господом о сегодняшних и завтрашних делах, "об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лк.9,31).

И трое учеников Христовых от восторга только и могут выговорить: "Господи! Хорошо нам здесь быть!" Они не могут участвовать ни в их славе, ни в их беседе, но все равно хотят, чтобы это никогда не прекращалось. Чтобы никогда не покидать этой дивной горы, Петр предложил: "если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии". Поистине "не зная, что говорил", – добавляет Евангелист.

Но вдруг среди этого блаженства "облако светлое осенило их; и се, глас, из облака глаголющий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои, и очень испугались".

Ученики еще не прошли до конца пути верности Отцу и послушания Сыну, верности и послушания даже до смерти. Поэтому они еще только зрители. Им еще не открылся "свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа". Но свет Царства показан, чтобы запомнили на всю жизнь, и особенно – когда увидят Господа распинаемым.

Апостолу Петру, может быть, только память об этом свете и не дала прийти в совершенное отчаяние после трехкратного отречения. Он как никто понимал, насколько важно среди искушений хранить в сердце и эту Фаворскую гору, и этот фаворский свет, и он писал христианам: "Я никогда не перестану напоминать вам о сем". И Петр всегда подчеркивал, что он проповедовал "не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцем Его величия".

И нам надо помнить, как хорошо было на той горе Петру, Иакову и Иоанну, и постоянно обращаться к этому свидетельству, "как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день" Господень, и не взойдет "утренняя звезда" в сердцах наших.

А что это за утренняя звезда? – А вспомним, как однажды Господь сказал, что "не придет Царствие Божие приметным образом... Ибо, вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк.17,20-21). В искушениях и подвигах наступает зрелость души, и свет Преображения как бы прививается к ней, как бы становится ее собственным светом.

И когда наступит День Господень, такая душа уже не ужаснется голосу Небесного Отца, но этот голос сделает радость ее совершенной. И вместо детского лепета вроде "хорошо нам здесь быть" и "сделаем три кущи", – вольешься в сонмы небожителей, которые от переполняющего блаженства "ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет" (Откр.4,8).